Борьба табачных и фармацевтических корпораций в�
 
Воскресенье, 11.12.2016, 05:16

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июнь » 21 » Борьба табачных и фармацевтических корпораций в�
05:53

Борьба табачных и фармацевтических корпораций в�





Битвы титанов 258

Борьба табачных и фармацевтических корпораций вокруг мер по ограничению курения из-за океана перемещается в Россию

  • Сергей Костяев, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН
Борьба табачных и фармацевтических корпораций вокруг мер по ограничению курения из-за океана перемещается в Россию

Борьба табачных и фармацевтических корпораций вокруг мер по ограничению курения из-за океана перемещается в Россию

Иллюстрация: Эксперт Online

18 октября правительство России рассмотрело проект федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Вскоре документ будет рассмотрен Государственной думой. Предусматривается: расширение запрета на курение в общественных местах, повышение акцизов на сигареты, запрет рекламы табака, ограничение оптовой и розничной торговли табачными изделиями и др. Данный пакет мер по борьбе с курением поддерживают фармацевтические компании, производящие средства от табакокурения, тогда как производители сигарет пытаются минимизировать ожидаемые потери. Данное противостояние не ново для зарубежных стран, где табачники и фармацевты давно ломают копья по поводу аналогичного законодательства. Но там в большинстве случаев публика знает, кто и какие суммы тратит на лоббирование правительственных решений.

Заокеанские битвы

В топке государственной политики по регулированию рынка сигарет в США сжигается немало долларов. Кроме того, за последнее время произошло кардинальное перераспределение сил: в то время как табачные компании терпели одно поражение за другим, могущество фармацевтов росло. С 1999 года по настоящее время табачные корпорации, фармацевтические компании, страховщики, медицинские учреждения потратили более 847 млн долларов на услуги вашингтонских лоббистов по воздействию на государственное регулирование рынка табака, свидетельствует анализ отчетной документации по закону 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности».

За последние два десятилетия влияние табачного лобби в США снизилось. О чем свидетельствует тот факт, что с 1998 по 2011 год ежегодные лоббистские расходы табачных компаний и их ассоциаций сократились с 65 до 17 млн долларов, свидетельствуют данные Центра за ответственную политику, одной из авторитетнейших исследовательских групп Вашингтона. Принятие жестких антитабачных мер в период администрации Уильяма Клинтона привело к расколу в табачной индустрии. Корпорация Altria Group, один из крупнейших производителей сигарет в США, решила изменить свою позицию и дистанцироваться от остальной индустрии. К 2004 году эта компания стала активно поддерживать Администрацию по продуктам питания и лекарствам (Food and Drug Administration) в ее регулировании табачной продукции: раскрытие содержания вредных веществ на упаковке, предупреждение о вреде курения и т.п. Более того, эта фирма поддержала Американскую ассоциацию болезней сердца, Американскую ассоциацию заболеваний легких (ААЗЛ) и Американскую ассоциацию рака в принятии закона 2009 года «О контроле табака и предотвращении семейного курения». В то время как остальная табачная индустрия во главе с корпорацией Reynolds American выступала против как данного закона, так и повышения акцизов на табак. Идеологические различия проявились и в донорских пожертвованиях, так, в предвыборном цикле 2008 года первая компания выделила 52% взносов республиканцам, тогда как вторая – 82%, показывают подсчеты Центра за ответственность в политике.

Государственное регулирование рынка лекарств, среди которых и противокурительные средства, еще более привлекательно для лоббистов. С 1999 года корпорации, объединения фармацевтических компаний и сети аптек потратили на лоббизм более 1,8 млрд долларов. Из них лишь шесть – Американская ассоциация фармацевтов, Организация биотехнологической индустрии, Национальная ассоциация сетевых аптек и др. – удосужились указать табачную политику в качестве сферы лоббистских интересов, на что, по официальным данным, потратили 4,4 млн долларов.

Если влияние табачного лобби в США снижалось, то мощь фармацевтической индустрии неуклонно росла. С 1998 по 2011 год ежегодные лоббистские расходы этой отрасли экономики увеличились с 68 до 241 млн долларов, свидетельствуют подсчеты Центра за ответственную политику. Хотя остается неясным, какая часть этих средств шла на попытки воздействовать на государственное регулирование рынка табака как такового. Сумма в 4,4 млн долларов, упомянутая выше, скорее отражает несовершенство администрирования лоббистского законодательства в США, а не реальное распределение ресурсов. В ходе борьбы используется и такой метод, как привлечение общественных организаций. Например, в 1997 году ААЗЛ фактически продала за 2,5 млн долларов Johnsons & Johnsons право в течение двух лет использовать ее название в рекламе антитабачного препарата Nicotrol. После чего она приняла активное участие в лоббировании запрета на продажу в американских магазинах электронных сигарет.

Помимо рынка табака на повестке дня фармацевтического лобби во главе с Фармацевтическими производителями и исследователями Америки (ФПИА), крупнейшим отраслевым объединением, стоят такие вопросы, как патентное право и медицинское страхование. По первой проблеме американские фармацевты делают все возможное, чтобы запретить ввоз дешевых аналогов из других стран для максимизации прибыли от американских пациентов. На мировой арене под флагом борьбы с пиратством фармацевтические корпорации США отстаивают право на запрет производства нелицензионных аналогов в развивающихся странах. На ниве медицинского страхования США производители лекарств также одержали ряд побед. В 2003 году был принят закон о рецептурных лекарствах, который позволяет американским пенсионерам, пользующимся «Медикэр», получать необходимые препараты за счет государства. В результате в кошельках фармацевтов оказалось немало средств налогоплательщиков. Неудивительно, что после этого Уилберт Таузин, автор законопроекта, покинул кресло председателя комитета палаты представителей по здравоохранению и провел несколько лет на посту президента ФПИА, с заработной платой, исчисляемой десятками миллионов долларов в год. Более того, в 2010 году фармацевтам удалось выхолостить реформу здравоохранения Барака Обамы и изъять из текста законопроекта план создания третьей программы государственного медицинского страхования для тех, кто недостаточно беден, чтобы пользоваться «Медикейд», и недостаточно стар для «Медикэр». Еще одна такая программа ввиду ее колоссального масштаба и гигантской покупательной способности позволила бы государству снизить цены на лекарства. В США страховые компании проводят переговоры с фармацевтами о ценах на лекарства, так как большинство из них оплачиваются медицинской страховкой, а не личными средствами пациента.

Бульдоги под ковром

В России количество курильщиков составляет, по разным оценкам, 44 млн человек, около 40% населения. Наша страна представляет собой Клондайк для производителей сигарет и средств от курения.

В отношении нового законопроекта глава Ассоциации производителей табачной продукции Вадим Желнин заметил: что «касательно полного запрета рекламы, то предложение Дмитрия Медведева никак не скажется на табачной индустрии, так как на подобную рекламу уже наложены жесткие ограничения». Более того, складывается естественная в данной ситуации коалиция табачников и предприятий среднего бизнеса в торговле и общественном питании. Так, рестораторы обеспокоены предложением премьер-министра. «Полный запрет на курение в общественных местах может сильно ударить по бизнесу», – подчеркнул президент Федерации рестораторов Игорь Бухаров.

Им противостоит Bloomberg Initiative, основанный миллиардером и мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом. Нью-Йорк отличается одним из самых строгих в США законов об ограничении курения. Идеология фонда в том, чтобы распространить этот опыт по всему миру. Среди его российских грантополучателей – Международная конфедерация обществ потребителей, которая в 2008-2009 годах получила 700 тыс. долларов для воздействия на табачную политику в нашей стране. Среди реципиентов фонда были даже государственные учреждения. В 2010-2012 годах КГБУЗ «Красноярский региональный центр медицинской профилактики» получил около 270 тыс. долларов на запрет курения в медицинских учреждениях Красноярского края. А за последние два года ГУЗ «Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края» получил четверть миллиона долларов на аналогичную цель, но уже в больницах Краснодарского края. Пробелы в законодательстве приводят к тому, что расходование этих средств остается скрытым от публики. Более того, недавно по неизвестным обстоятельствам информация о получателях средств фонда из России исчезла с его веб-сайта. Возможно, интерес правительства РФ к зарубежному финансированию НКО вызвал этот приступ секретности.

Хотя требование к НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов выглядит странным, в то время как основные игроки – корпорации и их объединения – остаются вне правового поля. Необходимо принятие общего закона о раскрытии лоббистской деятельности, который, подобно его американскому аналогу, основным критерием регистрации выделял бы не получение средств из зарубежного фонда, а попытку воздействовать на процесс принятия государственных решений. В таком случае общественность получила бы возможность узнать, кто и за какую сумму пытается воздействовать на чиновников. Сейчас мы не имеем никакого представления, в отличие от американцев, какие суммы тратят табачные и фармацевтические компании в России на попытки повлиять на государственную политику в отношении курения.

Статьи на тему: «Здоровье нации»

Просмотров: 148 | Добавил: atinne | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz